Новости

Эксперты рассказали о результатах исследования процесса адаптации в российских компаниях

Аналитики IT-холдинга TalentTech совместно с образовательной платформой “Нетология” и крупнейшей в России биржей фриланса FL.ru определили главные страхи и проблемы россиян при адаптации на новой работе. 22% ответивших вспомнили, что в начале работы им было неясно, зачем их вообще наняли. 52% опрошенных не знали о своих целях на испытательный период, а 18% отметили, что поставленные цели им были непонятны. Из-за разочарования в компании уже на этапе испытательного срока хоть раз увольнялись 28% россиян.

Только у 30% респондентов на работе был план онбординга, и только в 27% случаев компания организовала пребординг – процесс адаптации сотрудника к новым условиям еще до его выхода на работу.

“Создание управляемого плана адаптации стало особенно актуально в период пандемии, так как у новичков стало меньше возможностей полноценно погрузиться в культуру компании во время кофе-брейка с коллегами в офисе, например. Также, в связи с ограничением бюджета на найм во многих компаниях, потеря сотрудника в период испытательного срока сильнее бьет по финансовой стабильности бизнеса, ведь повторный найм может стоить организации до 20% от годовой зарплаты сотрудника”, – рассказала руководитель модуля TalentTech.Адаптация Ксения Суханова.

Страхи перед выходом на работу:

  • Не найти общий язык с командой и начальником (54%). При этом те, кто младше 25 – боятся этого больше остальных, а 45+ – наоборот.
  • Страх не получить зарплату (10%). Больше всех этого боятся сотрудники до 25 лет и от 25 до 30, а меньше всех – снова 45+.
  • 10% волновались, что заблудятся и не найдут вовремя место работы/этаж/офис/свой кабинет.
  • Только 5% респондентов боялись неправильно одеться в первый рабочий день.
  • 32% ничего не боятся при выходе на работу.

Интересно, что топ-менеджеры вообще не боятся не угадать с дресс-кодом, а также остальные страхи присутствуют у них минимально.

“Мы связываем такой результат с тем фактом, что у руководителей высшего уровня, как правило, больше опыта работы, чем у рядовых специалистов, а также больше осознания, какие моменты стоит прояснить на этапе собеседования. Это позволяет руководителям точнее понимать, какой дресс-код и другие нормы приняты в той или иной сфере, а значит меньше сомневаться по этому поводу”, – добавила Ксения Суханова.

Также многие респонденты прокомментировали, что боялись не справиться с задачами и что у них не получится адаптироваться к новым условиям. Некоторые высказали опасение, что рабочая деятельность не будет совпадать с ожиданиями.

Проблемы в процессе адаптации:

  • 22% ответивших вспомнили, что им было неясно в начале работы, зачем их вообще наняли, не было четко намеченного плана по задачам и KPI. Некоторые отмечали, что им объяснили теорию, но не дали конкретных инструментов для работы.
  • 20% отметили, что руководитель не мог найти время обсудить цели и особенности рабочего процесса с ними. Интересно, что руководителей недоступность их начальства беспокоит даже больше, чем рядовых сотрудников (24 и 19% соответственно).
  • Респондентам не объяснили, кому они подчиняются или даже в целом иерархия компании не была очевидна (19%).
  • Были непонятны регламенты и принципы работы (15%).

Меньше всего проблем было у возрастной группы до 25 лет – 43% из них ответили, что не испытывали трудностей при адаптации, хотя страхов изначально у них было больше остальных.

  • Сотрудники небольших компаний (до 100 человек) не знали, кто их руководитель (25%). Также в таких компаниях самая плачевная ситуация с постановкой целей: эту проблему отметили 60% респондентов.
  • Парадоксально, но в крупных компаниях с такой ситуацией столкнулись только 14%.
По нашему опыту, когда человек меняет работу, особенно, если это новая профессия, ему крайне важна поддержка будущего руководства и команды. Без нее начинающие специалисты боятся идти на ощупь и делать неправильные шаги. И чем более качественной эта поддержка будет, тем быстрее сотрудник раскроется и будет эффективно выполнять новые для него задачи.

Елена Андрюшина, руководитель Центра развития карьеры Нетологии
Что помогло бы?

  • Объяснения, кто из коллег за что отвечает (54%). Некоторые отдельно отметили, что полезной будет шпаргалка с информацией о коллегах, компании и даже принятом профессиональном сленге.
  • Четко поставленные и задокументированные задачи и цели на испытательный срок (53%).
  • План встреч с руководителем для обсуждения прогресса, а также более прозрачная коммуникация с топ-менеджментом (34%).
  • Документы о правилах работы в компании (31%).

39% рядовых сотрудников нужно около месяца на адаптацию, а 24% топ-руководителей утверждают, что могут привыкнуть к новым условиям за неделю. Только 9% считают комфортным срок более полугода.

Статистика увольнений в первые месяцы работы:

Представители группы 45 лет и старше оказались самой безопасной категорией для найма – 73% ответивших не покидали компанию в период испытательного срока. Лишь 15% из них увольнялись по своему желанию, хотя в других возрастных группах этот показатель колеблется от 23 до 29%.

35% из всех опрошенных не готовы рекомендовать своего работодателя знакомым.