Перепись фрилансеров 2019

Совместное исследование FL.ru и Высшей школы экономики

Содержание

Об исследовании

«Перепись фрилансеров» – масштабное социологическое исследование, являющееся одним из крупнейших исследований подобного рода в мире, которое проводится совместно Национальным исследовательским университетом «Высшая Школа Экономики» и интернет-порталом по поиску удаленной работы Fl.ru. В 2019 году Перепись была проведена уже в четвёртый раз, и в ней приняли участие 2410 активных фрилансеров. Ранее аналогичное исследование независимых профессионалов осуществлялось в 2009, 2011 и 2014 годах. «Перепись фрилансеров» проводится под руководством к.с.н. Дениса Стребкова и к.э.н. Андрея Шевчука (Лаборатория экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ) при поддержке Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. В данном отчете представлены основные статистические выводы исследования в виде диаграмм и графиков с краткими комментариями.

Об FL.ru

FL.ru — крупнейшая русскоязычная биржа удаленной работы, входит в структуру TalentTech. Лидер по трафику и выручке среди ресурсов по поиску удаленных сотрудников. Основана в 2005 году. С августа 2018 года FL.ru входит в состав технологической компании TalentTech. Среднемесячная аудитория — более 2 млн уникальных пользователей. Специализируется на IT и digital-профессиях и заказах на дизайн, программирование, разработку сайтов. Основной канал монетизации — подписка для фрилансеров на PRO-аккаунты и дополнительные услуги: “Безопасная сделка” (посредничество между заказчиком и исполнителем в оплате работ), а также конкурсная поддержка.

Формы занятости

Для одних людей фриланс является основным и единственным видом трудовой деятельности, другие комбинируют его с иными формами занятости – как оплачиваемой (работа в штате организации или собственный бизнес), так и неоплачиваемой (учеба в вузе, уход за маленьким ребенком до 3-х лет). Для краткости мы будем использовать здесь следующие термины: «чистые фрилансеры» и «совместители» («штатные работники», «предприниматели», «студенты», «домохозяйки»). Согласно нашим данным, за 5 лет с момента проведения предыдущей волны опроса доля «чистых фрилансеров» существенно увеличилась (на 18 пп.), и достигла отметки в 52%. Доля штатных работников среди совместителей, напротив, сначала убывала постепенно, но к 2019 году резко снизилась на целых 12 пп. по сравнению с предыдущей волной опроса. По остальным категориям совместителей существенной динамики по сравнению с 2014 г. не зафиксировано, небольшие колебания происходят в пределах статистической погрешности. Стоит, однако, отметить, что если в 2009-2011 гг. студенты представляли третью по численности группу в сегменте совместителей, то в 2014 и 2019 гг. их доля сократилась примерно вдвое и сравнялась с долями предпринимателей и домохозяек.

Специализация

В период с 2009 по 2014 гг. профессиональная структура удаленной работы трансформировалась, в частности, заметно снизилась доля специалистов, занимающихся разработкой и поддержкой веб-сайтов, а также графикой и дизайном. Одновременно выросло число людей, вовлеченных в сферы инжиниринга; аудио- и видеосъемки; деловых услуг. Непосредственно в 2019 году изменилось немногое – профессиональная структура в целом демонстрировала стабильность на протяжении последних 5 лет. Исключение составляет категория деловых услуг, которая неожиданно выросла на 11 пп., что во многом объясняется расширением спектра работ, определяемых самими фриласерами как маркетинг, PR или бизнес-услуги1 . Анализируя динамику изменений в профессиональной структуре российского фриланса, следует отметить и устойчивое – на протяжении последних 10 лет – снижение доли фрилансеров, занятых в сфере программирования и веб-разработок.

Профессиональное мастерство

В ходе опроса респонденты давали субъективную оценку по 9-балльной шкале уровню собственного профессионального мастерства. Выяснилось, что 21% из них достаточно низко оценивают свои навыки (от 1 до 4 баллов), еще 34% респондентов оценивают их как средние (5-6 баллов). К специалистам высокой квалификации (8-9 баллов) и выше среднего (7 баллов) отнесли себя в сумме 45% опрошенных.

Пол

Если в 2009 году мужчин среди фрилансеров было в два раза больше чем женщин (67% против 33%), то к 2019 году мы видим, что соотношение мужчин и женщин среди фрилансеров практически выровнялось (54% против 46%). Различия между мужской и женской аудиторией фрилансеров обнаруживаются, прежде всего, в профессиях. Так, несомненно «женскими» являются такие специальности, как копирайтинг и переводы (вообще работа с текстом), а также маркетинг, реклама и менеджмент. Доля женской аудитории в этих профессиональных группах в 1,5-2 раза превышает долю мужчин. К «мужским» же профессиям относятся программирование, веб-разработка и инжиниринг.

Возраст

Возрастная структура российского фриланса постепенно смещается в пользу старших когорт: в 2019 г. более половины фрилансеров (53%) старше 31 года. В 2014 году аналогичный показатель составлял 42%, в 2011 г. – лишь 29%.

Образование

Доля респондентов с высшим образованием (бакалавриат, специалитет, магистратура, MBA и учёная степень) по сравнению с 2014 г. практически не изменилась, оставаясь достаточно высокой на фоне остального работающего населения России: 71% в 2014 г. и 70% в 2019 г.

Уровень доходов

Возрастная структура российского фриланса постепенно смещается в пользу старших когорт: в 2019 г. более половины фрилансеров (53%) старше 31 года. В 2014 году аналогичный показатель составлял 42%, в 2011 г. – лишь 29%

Связь специализации и дохода

На графике ниже приведено распределение по доходам для 5 наиболее распространённых профессиональных групп фрилансеров. Заметна высокая доля присутствия программистов в группе с доходами свыше 90 тыс. рублей. К высокодоходным сегментам также следует относить и фрилансеров, работающих в сфере бизнес-услуг (маркетинге, рекламе, консалтинге и др.). На противоположном полюсе по уровню дохода расположились специалисты в области копирайтинга и работы с текстом, а также дизайнеры – доля присутствия этих профессиональных групп в низкодоходном сегменте аудитории сравнительно высока.

Место жительства и активные регионы

74% фрилансеров, принявших участие в опросе, проживают в России, 15% – на Украине, ещё 11% распределены по другим странам бывшего СССР и дальнего зарубежья. Доля украинских пользователей снизилась на 11 пп. по сравнению с 2014 годом. Это объясняется, с одной стороны, переходом Крыма и Севастополя вместе со всеми их жителями под юрисдикцию России, а с другой стороны, частичным оттоком украинских пользователей с российских онлайн-бирж, произошедшим после этих событий.

Среди российских регионов по числу фрилансеров по-прежнему лидируют Москва и Санкт-Петербург.

Трудовые ценности

В ходе опроса был составлен рейтинг трудовых ценностей фрилансеров. В своей работе фрилансеры по-прежнему ценят удобство и возможность контролировать свое время (удобный график работы – 71%), творчество (70%) и, разумеется, адекватную оплату труда (67%). Замыкают «пятёрку» в рейтинге трудовых ценностей такие важные элементы, как возможность получать новые знания и навыки (63%) и соответствие работы способностям и склонностям человека (61%).

Удовлетворенность работой

Уровень удовлетворенности своей работой в целом мало изменился по сравнению с 2014 годом. Тем не менее, можно сказать, что оценки фрилансеров в 2019 г. несколько поляризовались, то есть выросли доли респондентов, как довольных (+3 пп.), так и недовольных (+5 пп.) своей работой, тогда как промежуточный вариант выбирался реже.

На пути к фрилансу

Существенно по сравнению с предшествующей волной опроса, выросло число фрилансеров, выбравших для себя карьерную траекторию, исключающую режим занятости по найму: c 30% до 45%. И вместе с тем на 8 пп. сократилось число респондентов, вышедших на фриланс по необходимости – за дополнительным заработком. Важно также обратить внимание на снижение на 6 пп. доли тех, кто выбрал фриланс в целях получения необходимого опыта в профессии – вероятно, фрилансплощадки уже не воспринимаются как «плацдарм» для обучения, рынок диджитал-труда растёт со стороны предложения, и необходимый опыт теперь можно получить и на скромной позиции джуниора, которая не предполагает такой высокой ответственности за результат, к тому же изменилась механика работы онлайн-бирж и получать заказы новичкам без опыта работы и портфолио стало гораздо сложнее.

Преимущества фриланса

К основным преимуществам работы на фрилансе респонденты относят гибкий график (82%) и отсутствие привязки к определенному месту (81%). Ценится и возможность самим выбирать интересные проекты «по душе» (69% ) – работа на фрилансе с этой точки зрения противопоставляется занятости в штате, где приходится делать «неинтересные проекты», причём это касается не только творческих профессий (дизайнеры, фотографы и т.п.), но и разработчиков, программистов. Опора на собственные силы, независимость и отсутствие корпоративной иерархии и контроля – ценности индивидуализма и независимости упоминались в качестве преимуществ работы на фрилансе в 59% и 58% случаев соответственно. Только 40% опрошенных говорили об относительно высоком уровне дохода на фрилансе – и ожидаемо эта точка зрения значительно чаще распространена среди высокооплачиваемых специалистов в сфере разработки ПО (44%) и бизнесуслуг (45%), нежели среди низкооплачиваемых профессий (копирайтинг – только 34%, переводы – 33%).

Количество рабочих дней и часов в неделю

Однако перспектива контролировать собственное время на фрилансе не так безоблачна, как это может показаться. По данным опроса, 60% фрилансеров (включая совместителей) работают 6 дней в неделю или чаще, и 46% респондентов тратят в день на оплачиваемую работу в среднем 9 часов в день или более.
Тем не менее, по сравнению с 2014 г. фрилансеры стали тратить меньше времени на работу, взяв курс на более предсказуемый график и work-life balance. Однако работа в праздничные / выходные дни и в ночное время всё еще остаётся неотъемлемой частью режима занятости фрилансеров.

Работа в праздники, выходные дни и ночное время

Планирование и организация рабочего дня, задач и финансов

Организация рабочих задач, «нормализация» рабочего дня фрилансера постепенно выходят на высокий технологический уровень. В ходе исследования выяснилось, что 27% опрошенных используют специальный софт (таск-трекеры, тайм-трекеры, календари и т.п.) для планирования своих задач. В 2011 г. таких насчитывалось лишь 16%. Данный вывод в меньшей степени касается учёта финансов – здесь не зафиксировано значимой динамики.

Недостатки фриланса

Ключевым недостатком работы на фрилансе большинство респондентов считает нестабильность доходов, причём важность этого параметра растёт: в 2019 году 63% респондентов указали этот вариант ответа, тогда как в 2014 году – только 54%.

Высокая конкуренция и демпинг – вторая по значимости проблема, с которой сталкиваются фрилансеры в своей работе. Незащищённость и высокие риски при осуществлении сделки – проблема по-прежнему актуальная в особенности для фрилансеров с небольшим опытом работы (до 1 года включительно), но по мере увеличения стажа работы на фрилансе данная проблема уже не столь актуальна.

Фрилансерам помогает снизить риски и турбулентность составление официального письменного договора – только 32% респондентов, фиксирующих сделки в легальном поле, указывали в качестве проблемы высокие риски и вероятность обмана со стороны заказчиков, если же договорённости фиксируются только в переписке, это значение составляет 42%, что больше на целых 10 пп.

Планы на будущее

Мы спросили фрилансеров о планах и перспективах их работы через 5 лет. Только 17% респондентов планируют продолжать работать исключительно на фрилансе, и, разумеется, данная установка больше распространена среди опытных фрилансеров, со стажем работы более 11 лет (в 25% случаев). 37% опрошенных намерены совмещать фриланс с собственным бизнесом. Лишь 4% фрилансеров хотели бы после фриланса продолжить профессиональную карьеру в штате компании. Значительно шире распространена установка на совмещение работы в штате с работой на фрилансе (19%).

Поиск заказов

Способы поиска заказов не менялись значимо по сравнению с предыдущей волной опроса. Ключевой канал заказов — это постоянные клиенты, далее биржи удалённой работы (где и проводился опрос), и замыкает «тройку» поиск заказов по рекомендации бывших клиентов.

Отбор заказчиков

В числе ключевых требований исполнителей к заказчикам – адекватность персонала «на стороне клиента» (client-side) (69%), способность чётко поставить задачу и сформулировать её в техническом задании (67%), а также положительный личный опыт сотрудничества (47%) и возможность в дальнейшем получить от этого же заказчика более серьёзный проект (43%).

Проблемы с заказчиками и их решение

Если говорить об основных проблемах, возникающих у фрилансеров с заказчиками, то в 2019 г. их список остаётся без значительных изменений по сравнению с предыдущими годами. Задержка оплаты (44%) и неожиданное изменение первоначальных условий (задач и сроков работы) (39%) находятся на первых местах в этом списке.
В 65% случае проблемы разрешалась путём переговоров, еще в 9% в урегулировании участвовала администрация биржи (данный способ арбитража постепенно набирает популярность – в 2009 г. только 2% всех споров решались при посредстве биржи). Стоит обратить внимание, что 28% фрилансеров заявили, что возникающие при работе с заказчиками проблемы им решить так и не удалось.
С момента проведения предыдущего опроса в 2014 году количество фрилансеров заметно увеличилось. Я вижу в этом две причины, которые будут в дальнейшем корректировать рынок труда.

Во-первых, фриланс как форма заработка привлекает не только молодых, но и уже состоявшихся специалистов, и это подтверждается возрастом респондентов. Это люди, которые прекрасно понимают все риски такого статуса, и для которых преимущества внеофисной работы оказались сильнее. Думаю, что в течение 3-5 лет количество фрилансеров будет постоянно расти, и половина трудоспособного населения России частично или полностью сможет причислить себя к свободным работникам.

И, во-вторых, бизнес также стал охотнее пользоваться услугами внештатных сотрудников. Уже привычны фрилансеры юристы, рекрутеры, бухгалтеры - все эти позиции долгое время воспринимались исключительно офисными. И если раньше рынком фрилансеров интересовались скорее разного рода стартапы, то сейчас крупный бизнес также постепенно вовлекается в этот процесс.

Евгений Барулин,

генеральный директор FL.ru

По всем вопросам, связанным с исследованием,
и по поводу сотрудничества
обращайтесь в PR-департамент TalentTech: